Содержание:
Оценка психологического состояния и особенностей поведения больных алкогольной зависимостью помогает дифференцировать патологию в 96% случаях на предварительном этапе обследования. Существующие методы психодиагностики построены в виде анкетирования, с его помощью можно определить как предрасположенность, так и стадию уже имеющегося алкоголизма. На основе количества положительных ответов делают выводы об отсутствии или наличия пристрастия. Опрос можно пройти самостоятельно, но точный диагноз ставит только врач.
Булкин Алексей Владимирович
Генеральный директор Клиники «ВЕРИМЕД», Врач психиатр-нарколог
На чем основаны принципы
Принципы психодиагностики построены на выявлении и мониторинге характерных проявлений снижения когнитивных функций вследствие неврологических нарушений.
На раннем этапе проявляются нейропсихологические нарушения — потеря активного внимания, изменения характера речи, снижения отдельных видов памяти.
У больных алкоголизмом средней степени выражены трудности решения зрительных или пространственных задач, наблюдается дефицит мышления, психомоторные реакции, расстройства памяти. Это первичные признаки, указывающие на пристрастие, требующее принятия активных мер.
У подавляющего количества пациентов с тяжелой формой патологии отмечают органические расстройства с потерей памяти, специфических изменений поведения, алкогольную деменцию.
На основе многолетних наблюдений за людьми в состоянии абстиненции и без, был проведен ряд исследований, выработаны опросники не только для определения степени болезни, но и потенциальной группы риска
По итогам ответов психиатры определяют предрасположенность, скрытую форму или степень болезни, требующую прохождения лечения. Также, тесты необходимы для выбора программы терапии и реабилитации, дальнейшей ресоциализации и трудоустройства.
Распространенные методы
Используемые методы психодиагностики предусматривает определение риска патологического течения и прогноза возникающих нарушений. Большинство тестов построено на основе методики выявления алкогольных проблем Миннесотского многопрофильного опросника — MMPI.
- MAST — Мичиганский скрининг из 24 вопросов, на основании результатов которого выявляют возможность наличия болезни.
- Методика определения алкозависимости СМА.
- TWEAK для психодиагностики женского алкоголизма.
- Мюнхенский тест MALT — предназначен для проведения массовых исследований.
- Тест AUDIT, разработанный ВОЗ, наиболее объективен при использовании у людей молодого и среднего возраста.
- CAGE — психодиагностирование скрытой формы заболевания, с помощью которого идентифицируют до 96 % зависимых.
Для обнаружения ранних признаков применяют опросник К. К. Яхтина и В. Д. Менделевича, который позволяет определить уровень бытового пьянства без проявлений влечения. Для выявления групп риска злоупотребления алкоголем у подростков используют психодиагностический опросник «Аддиктивная склонность 2».
Большинство методик также применяют на предприятиях или отраслях деятельности к людям, чьи профессии связаны с работой, требующей высокой внимательности, контактом с психоактивными веществами, потенциально опасными механизмами, повышенным уровнем психологического напряжения.
Что показывает тестирование
Алкоголизм – прогрессирующее заболевание с нарастающими симптомами, нередко переходящее к хроническому течению, когда регулярный прием спиртного занимает приоритетное место в системе ценностей. Все тесты не дают 100% результата, но с достоверностью идентифицируют следующие степени болезни у мужчин и женщин.
Начальная или продромальная стадия – периодическое употребление алкогольных напитков без тяжелых последствий, интоксикации, потери памяти. Легче остальных поддается излечению без психического дискомфорта для пациента. Но при регулярном потреблении переходит к следующей степени у мужчин через 6-12 месяцев, 3-6 месяцев у женщин.
Первая стадия – проявляется появлением психического пристрастия, больного одолевают постоянные мысли о выпивке, в предвкушении которой наблюдается подъем настроения. В трезвом виде алкоголик теряет чувство уверенности в собственных силах, возникают проблемы на работе связанные с выполнением обязанностей, появляется желание оправдание своих действий. Проявления физиологического уровня — пропадает рвота, увеличивается объем потребляемого спиртного. Фаза длится 1-5 лет. На данном этапе применимы кодирование гипнозом, метод Довженко, психокоррекция поведения с последующим посещением занятий с психологом.
Вторая стадия – характеризуется снижением самоконтроля, возникновением патологического влечения, непредсказуемым или агрессивным поведением в состоянии опьянения. Наблюдаются галлюцинации, психозы. Вынужденный синдром отмены протекает тяжело, длится 5-15 лет, после чего наступает полная деградация личности. Спасти зависимого можно длительным лечением, реабилитацией в стационаре с последующей медикаментозной кодировкой методами запретительной терапии.
Третья стадия сопряжена с необратимыми патологиями внутренних органов, изменениями психики и нервной системе. Потребление алкоголя становится ежедневным, утрачивается контроль за происходящим, полностью теряются личностные качества, развивается стойкая физическая зависимость. При отсутствии медикаментозного антиалкогольного и поддерживающего лечения высока вероятность летального исхода.
Результат существующих методик психодиагностики зависит только от правдивости ответов на задаваемые вопросы. Но тестирование помогает идентифицировать имеющуюся проблему алкозависимости. Если в ходе психодиагностики у нарколога возникают подозрения на наличие проблем, проводится следующий расширенный опрос, сбор информации у родственников и составление анамнеза, осмотр и лабораторные исследования для подтверждения диагноза.
Своевременно начатая терапия — гарантия возвращения зависимого к нормальной жизни. Психологическое тестирование применяется в мировой практике, служит объективным диагностическим методом и основанием для предварительного диагноза, который потом подкрепляют заключением обследования.
Литература:
- Психологические методы диагностики алкоголизма / А. И. Минко, Б. В. Михайлов, Г. А. Мусиенко, А. А. Сердюк / Український медичний альманах. — 2000. — Т. 3, № 2 (додаток). — С. 96–100.
- Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс по специальности 030301 «Психология» / Московский ун-т гос. упр. ; [сост.: Лисовская Н. В.]. — Москва : МУГУ, 2008. — 48 с.
- Психологическое консультирование личности, склонной к девиантному поведению : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» / И. И. Маркова, С. А. Красненкова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет». — Воронеж : ВГПУ, 2019. — 267 с.