Содержание:
- Как строить коммуникацию
- Про наркотики для детей-дошкольников
- Особенности разъяснения 7-10-летним
- Особенности коммуникации с подростками
- Можно ли практиковать запреты?
Количество малолетних, употребляющих наркотические средства, растет. К тому же наркомания становится моложе — не единичны случаи, когда психотропы принимали дошкольники. Следует рассказывать детям о вреде наркотиков, причем такую тему обсуждать с ними как можно раньше. Нельзя надеться, что они самостоятельно осознают пагубность психотропных средств.
Как строить коммуникацию
Родители обсуждают с детьми значимые темы — среди них должна быть и тема наркозависимости. При доверительных отношениях в семье она не станет неожиданностью для ребенка — он твердо уверен, что родители желают оградить его от неприятных ситуаций.
К таким разговорам готовятся — заблаговременно изучают информацию о нарковеществах. Также следует продумать, как будет проходить коммуникация. Основные вехи такие:
- начать с вопроса «Что ты знаешь о наркотических средствах?»;
- дать ребенку высказаться, при этом оценить степень его осведомленности и похвалить за интерес к такой важной теме;
- на любое высказывание реагировать предельно вежливо, с пониманием;
- рассказать простыми словами, что такое нарковещества, как они воздействуют на организм, какой их вред.
Во время общения следят за реакцией маленького собеседника, при необходимости корректируют манеру изложения. Важно понимать, что в обсуждении принимают участие две равноправные стороны. То есть не должно быть так, что говорят только родители, а дети молчат и внемлют.
Не стоит бояться каверзных вопросов — но не надо отвечать на них, не будучи уверенными, что ответы отображают реальное состояние вещей. Если информация пока что не изучена, необходимо об этом сказать. Лучшее решение — предложить ее совместный поиск.
Цель беседы — не только информирование. Несовершеннолетний должен почувствовать, что он сможет обратиться к папе и маме даже в самых непростых жизненных ситуациях. Во время таких разговоров формирование доверия куда важнее, чем предоставление информации.
Учитывают, сколько лет маленькому собеседнику — надо убедиться, что он понимает сказанное. Значит ли, что существует какой-то подходящий возраст для обсуждения? Это не так. Нынешние дети более развиты, да и необязательно сразу говорить о слишком сложных вещах — начинают с самых простых, далее расширяют тематику. Значение понятий объясняют простыми словами.
Про наркотики для детей-дошкольников
Собеседники дошкольного возраста не поймут, что такое наркомания, наркопристрастие, психотропные вещества, и не усвоят информацию. Тактику общения с ними выбирают другую. Мальчик или девочка в возрасте 3-4 лет не примут «дурман» по собственной инициативе, но их могут навязать зависимые, у которых из-за деструктивного влияния психотропов отсутствуют всяческие принципы морали. Поэтому малолетнего надо приучать к тому, чтобы он:
- остерегался общения с незнакомыми дядями и тетями;
- отказывался брать у них какое-либо угощение;
- не соглашался, когда они предлагают «Пойдем, покажу что-то интересное».
Предстоит задание — сформировать доверие малолетнего к папе и маме и научить его не доверять чужим людям. Некоторые представители общества порицают данную тактику, указывая на то, что таким образом можно воспитать запуганного ребенка. В том и суть воспитания – привить навыки элементарного самосохранения, но не позволить страхам доминировать.
Особенности разъяснения 7-10-летним
У них интерес к миру, его событиям, предметам, явлениям растет. Также происходит формирование личности несовершеннолетнего. Суть в том, чтобы не только донести ему какие-то жизненные истины, но и добиться, чтобы он не проигнорировал их.
Необходимо использовать потребность дочери или сына в знаниях, чтобы донести до них истину о вреде различных наркотических веществ. Проводится познавательная беседа о наркотиках — детям следует:
- рассказать о свойствах психотропов и их пагубном действии;
- объяснить, что из-за их приема в жизни несовершеннолетнего могут наступить плохие изменения.
Обратите внимание: У малолетних еще не налажено абстрактное мышление. Поэтому о вреде «зелья» и последствиях его применения необходимо говорить конкретно, а не размыто. Пример: «Если ты наденешь кулек на голову, понюхаешь клей, тебе станет плохо, тебя заберут в больницу на все лето, и мы не поедем на море».
Особенности коммуникации с подростками
Это сложный возраст — несовершеннолетний готов перечить всему сказанному, бунтовать и делать все наперекор. В таком случае как уберечь детей от наркотиков? Главное правило — не давить психологически, не требовать послушания, не угрожать («Если узнаю, что нюхал клей — прибью»). Самое время продемонстрировать, что родители общаются с личностью и ожидают адекватной реакции на сказанное ими.
Во время разговора о наркотических веществах приводят жизненные примеры их пагубного воздействия. Важно чувство меры — истории не должны иметь «кровавых» подробностей, чтобы не травмировать психику подростка. Но если в газете написали, что наркоман обворовал людей, и его посадили в тюрьму — эта история подходит в качестве примера.
Булкин Алексей Владимирович
Генеральный директор Клиники «ВЕРИМЕД», Врач психиатр-нарколог
Можно ли практиковать запреты?
Даже в благополучных семьях нередко расту дети, на которых не действует разъяснение. Они скорее готовы подражать сверстникам, чем прислушиваться к папе и маме. Часто проблема заключается в том, что у несовершеннолетних не сформированы навыки противостояния сомнительным аргументам («Маменькин сынок, не нюхнешь клей, потому что боишься наказания»).
Запрет практикуют, если доверительные разговоры о вреде психотропов не привели к нужному результату. Если есть угроза, что сын или дочь вот-вот попробует запрещенное вещество, то между тщетной безрезультативной дипломатией и действенными способами спасения, какими бы радикальными они ни были, выбор очевиден. Для защиты детей от наркотиков хороши все методы. Самое главное — ребенок должен понимать, что его любят и защитят, что бы ни случилось.
Литература:
- Алферов А. А. / Полезные советы как защитить своего ребенка от наркомании. — М., 2005 (ПИК ВИНИТИ). — 24 с.
- Профилактика и коррекция девиантного и делинквентного поведения современных подростков : монография / М. В. Воронцова, Т. А. Дубровская ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т». — Таганрог : Российский гос. социальный ун-т, 2009. — 290 с.
- Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика : / [авт. : Шереги Ф. Э. и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Центр социол. исслед. — М. : Центр соц. прогнозирования, 2004. – 499 с.