Содержание:
- Воспитание и наркотики: роль родителей
- От 1 года до 3 лет
- От 3 до 7 лет
- От 7 до 13 лет
- От 13 до 17 лет
- Недостаток внимания со стороны родителей
Воспитать ребенка, способным отличать, что хорошо, а что плохо — задача не из простых. Именно на ранних этапах воспитания закладывается твердое основание того, каким ребенок вырастит, и кем станет в будущем. По статистике, практически каждый третий подросток пробовал хотя бы раз за свою жизнь наркотики. Ошибки родителей в воспитании детей могут растить будущего наркомана. Рассмотрим, чего нужно избегать, чтобы ребенок мог противостоять пагубному влиянию.
Воспитание и наркотики: роль родителей
Становление личности проходит множество этапов. Не многие знают, что уже в период с 1-3 лет ребенок начинает формироваться как личность, и влияние родителей в этом возрасте велико. Дальше – влияние и авторитет становится все меньше и меньше. Подробнее о каждом этапе, будет описано ниже.

Булкин Алексей Владимирович
Генеральный директор Клиники «ВЕРИМЕД», Врач психиатр-нарколог
От 1 года до 3 лет
В это время у детей начинается развиваться самооценка, его участие в окружающем социуме, самосознание. Они все больше начинают отделяться от мамы, особенно, когда научились самостоятельно ходить. Пробуют все на вкус, ощупь, проходят через первые трудности и ошибки. Многие ученые сходятся во мнении, что на этом этапе нужно давать им все познавать самостоятельно. Дело в том, что у новорожденного формируется сила воли, стрессоустойчивость, логика, сознание цепочки причины и следствия.
Несколько ошибок родителей: запрещать, не давать ребенку самому учиться на своих ошибках, подавлять всякую инициативу, и ругать за их по поводу и без повода. Это приводит к тому, что человек вырастает покладистым, податливым, не способным самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Да, все это формируется уже в первые годы жизни!
От 3 до 7 лет
В этот период ребенок особенно близок в эмоциональном плане со своими родителями, нуждается в любви, внимании, принятии его особенностей. Для него важно, чувствовать заботу, даже когда мнения расходятся, а также когда он не соответствует ожиданиям папы или мамы. На протяжении этих лет дети учатся постепенно входить в социум, учиться самостоятельности и ответственности.
Типичные ошибки родителей: проявлять доброту, только когда ребенок, соответствует ожиданиям, пресекать всякую инициативу, излишне заботиться и делать все за ребенка.
От 7 до 13 лет
В это время дети идут в школу, их социальная активность еще более возрастает. В эти годы они нуждаются в уважении и поддержке, признании их способностей, талантов. Проявление уважения должно проявляться не от случая к случаю, а на постоянной основе. Если этого не будет дома, ребенок не найдет его в окружающей среде, где в основном только конкуренция. При этом он сам не научится уважать других.
Умение уживаться в социуме и не зависеть от нее в полной мере — формируется уже на этом этапе взросления. Если эта способность не сформируется, в дальнейшем человек будет искать методы подтверждения своей значимости со стороны других людей, что сделает его в какой-то мере зависимым. Как только отношение окружающих к нему будет меняться — это сильно отразиться на эмоциональном состоянии, которое вероятнее всего будет корректироваться алкоголем или психотропными стимуляторами.
Заканчивается этот возрастной период кризисом, похожим на революцию. Подросток пытается заменить родительские ценности, и надеть на себя новую личность. Выражается часто сменой внешности, стремлением к самостоятельности, большим общением со сверстниками. Как правило, ошибки, которые допускают родители все те же. Если не давать подростку никакой свободы, а полностью его ограничивать, то это последний упущенный шанс взрастить сильную и самостоятельную личность.
От 13 до 17 лет
В этом возрасте для подростков играет огромную роль — общение со сверстниками. Окружение вне дома приобретает все большую авторитетность. Это время называют переходным возрастом. У девушек и мальчишек начинаются первые романтические отношения, вечерники с компанией.
Часто на этом этапе отношения с родителями довольно сильно ухудшаются. Их желание контролировать всю жизнь ребенка, не сопоставляются с его свободолюбием и личными потребностями. Если до этого момента родителям и детям не удалось сформировать дружеских и доверительных отношений, то этого вряд ли уже можно будет добиться позже.
По статистике именно в этот период подростки знакомятся с наркотиками. Повезет, если они не испытают эйфории, а отделаются лишь побочными эффектами, отбив к ним желание раз и на всегда. У остальных же возникает серьезная опасность развития зависимости.

Недостаток внимания со стороны родителей
Сегодня уклад жизни так сформирован, что большинство пап и мам думают только о материальном. Они хотят дать детям того, чего у них было в детстве. А у большинства в 90-х, в период разрухи и перестройки, ничего и не было. Практически все росли в бедности и нищете. Это тоже сыграло свою роль в сегодняшних аспектах прививания ценностей.
Однако заботиться в первую очередь о материальном — большая ошибка. Хотя дети любят подарки, хорошие вещи. Все же это далеко не самое главное. Отдавая драгоценное время работе, дети воспитываются компьютером, планшетом и школой. Статистика показывает, что в среднем, детям уделяется качественного времени от 9 до 11 минут в день. В итоге они вырастают, без внутреннего стержня, социально зависимыми, податливыми. А это — плодородная почва для развития наркомании.
Не стоит бояться говорить с ребенком о наркотиках. Важно показать к чему может привести их употребление. Предостерегающие примеры в юные годы могут надолго отложиться в памяти, как что-то неприемлемое, отвратительное, недопустимое. Когда ребенок с детства видит реальную картину, у него вырабатывается правильный рефлекс на предложение попробовать запретные вещества. И вероятность того, что он согласиться когда-то на них, существенно снижается.
Литература:
- Подростковая наркомания: Метод. рекомендации для рук. учреждений образования, педагогов и работников соц. сферы. — Челябинск: Изд-во ЧГБОФ «Береги себя», 2003 (ГУП ЧПО Книга). — 51 с.
- Подростковая наркомания: Рук. для родителей и педагогов / И.Ф. Дементьева. — М.: Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2000. — 36, [3] с.
- Тайная опора: привязанность в жизни ребенка: [12+] / Людмила Петрановская. — Москва: АСТ, cop. 2016. — 287 с.