Содержание:
Если у человека диагностировали какую-либо форму аддикции (зависимости), родные, друзья, сослуживцы спешат на помощь — это естественно и соответствует общепринятым ценностям. Но нередко близкие начинают подстраивать свою жизнь под страждущего, напрочь забывая про собственные интересы. Такое явление называется созависимостью и тоже требует лечения. В рамках комплексной терапии применяют различные программы психологической помощи, одна из них — «12 шагов для созависимых».
Общие сведения
Первый такой проект придумали для тех, кто страдал от алкоголизма и наркомании. Далее его модифицировали для случаев развития других форм патологического пристрастия — нездоровой тяги к азартным играм, покупкам и так далее — а затем создали программу «12 шагов для созависимых». Она помогает избежать:
- жертвования своей жизнью ради пристрастившегося;
- нездоровой обстановки в семье и на работе;
- конфликтов в социуме.
Очерчены и цели для тех, кто решил стать участником данной инициативы — главные из них это способность адекватно оценивать страдания зависимого, научиться правильному общению с ним, удовлетворять собственные жизненные запросы.
Чего можно ожидать от программы
Она обучает таким навыкам, как:
- понимание равенства с человеком, у которого была диагностирована та или иная форма аддикции — при проведении 12-шаговой программы для созависимых первый шаг начинается с культивирования этого навыка;
- способность принимать верные решения по отношению к нарко- или алкозависимому;
- умение избавляться от последствий стресса.
Главные принципы методики — анонимность и полностью бесплатное участие, которое нельзя купить. Нарушением является сбор денег на какую-то внутреннюю инициативу. Также необходимо понимать, что проект 12 шагов анонимных созависимых реализуется с позиций светского общества — тут нет места обрядам, культам и так далее.
Булкин Алексей Владимирович
Генеральный директор Клиники «ВЕРИМЕД», Врач психиатр-нарколог
Как проходят занятия
Весь курс состоит из определенного количества этапов, каждый имеет свои цели. Программа не является догматичной, но разработанный план надо соблюдать — нельзя пропустить какой-то шаг и перейти к следующему.
Во время первого шага из 12 шагов созависимых рассказывают, как принимать ситуацию такой, какая она есть — то есть понимать, что аддикция близкого это не прихоть, а болезнь, которую нужно лечить. Следует правильно оценить свои возможности и не укорять себя в бессилии.
Те, кто пытается буквально прыгнуть выше себя и усилием воли избавить родного человека от аддикции, не всегда могут осознать, что одними их стараниями результата не добиться, поэтому страдают психологически — вплоть до развития стрессов и психосоматических заболеваний. Преследуется цель — избавиться от желания:
- контролировать зависимого;
- руководить его действиями.
Второй шаг — продолжение первого: созависимого учат, что у алкоголика и наркомана есть личные представления о мире. Важно осознать, что человек мог стать пристрастившимся из-за стресса, который развился, в свою очередь, по причине непонимания многих конкретных вещей и мироздания в целом.
Необходимо понимать, что любые собственные желания, даже самые мелкие, имеют смысл, их не следует избегать — этому и учат на третьем этапе. Нельзя отказывать себе не только в каких-то потребностях, но также в радостях и мечтах — многие созависимые ошибочно считают, что не могут быть счастливыми, пока близкий страдает.
В чем заключается 4 шаг 12-шаговой программы для созависимых? Во время него учат пониманию, какую ответственность можно и стоит брать на себя. Участников обучают различать, когда понятие обязанностей уместно, а когда нет.
Поскольку зависимый становится беспомощным, ему помогают — обеспечивают материально, поддерживают быт. Но нередко полноценная возможность поддержать близкого отсутствует — например, из-за финансовой несостоятельности. Это нужно уметь принимать как должное.
На пятом из 12 шагов для созависимых от алкоголиков и наркоманов учат сотрудничеству. Это значит, что человек с нездоровой тягой не должен полностью полагаться на окружение и ждать, что оно решит все проблемы — оплатит потребности, устроит быт, выберет авторитетную клинику для лечения. Страдающие аддикцией должны принимать непосредственное участие в том, чтобы вернуть жизнь в прежнее русло.
На следующем этапе обучают устанавливать границы с аддиктами и защищать свою жизнь от разрушения. Иными словами, необходимо уметь пресекать действия, из-за которых окружающим некомфортно и откровенно плохо — например:
- запрещать приглашать домой таких же зависимых с целью совместного приема алкоголя;
- слушать громкую музыку в наркотическом угаре;
- тратить семейные деньги на психоактивные вещества в ущерб другим потребностям.
Какая цель восьмого шага? Созависимого учат принимать какие-то провалы в отношениях с пристрастившимся. Это не значит, что с аддикцией близкого следует смириться — но очень важно не превращать ошибки в отношениях с ним в трагедию.
На следующем из 12 шагов обучают тому, как культивировать ответственность у человека с патологической тягой. При этом напоминают, что при неудачах не стоит опускать руки — у алкоголика, наркомана, лудомана мозг функционирует несколько иначе, поэтому не следует ожидать быстрых результатов.
Обучение во время десятого шага направлено на то, чтобы прекратить:
- спасать пристрастившегося;
- угождать ему;
- поддаваться на провокации и манипуляции.
Предпоследний этап — продолжение предыдущего, происходит то, что характеризуют словом «отпустить». При успешном прохождении всей программы созависимый наконец-то перестает быть им, начинает жить своими интересами, при этом продолжает помогать близкому вернуться к прежней жизни, но уже не жертвует собой ради него.
На последнем, двенадцатом этапе вышеуказанный навык закрепляется напоминанием, что рядом есть не только зависимый, но и другие люди, которые могут помочь и поддержать.
Литература:
- Винников Леонид Иосифович. Созависимость как психологический феномен. — Достижения науки и образования, 2019.
- Стоянова Ирина Яковлевна, Мазурова Лариса Васильевна. Психологическая работа с проблемами алкогольной зависимости и созависимости (тендерные аспекты). — Вестник Томского государственного университета, 2017. — С. 224 .
- Мазурова Лариса Васильевна. Методологические аспекты изучения созависимости. — Вестник Томского государственного университета, 2009. — С. 159.