Содержание:
Часто родственники людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, стремятся контролировать их действия и поведение, испытывают навязчивую потребность заботиться о зависимых близких даже вопреки их желанию. При этом они чувствуют вину и стыд. Так возникает проблема созависимости.
Это дисфункциональная поведенческая модель. Она характеризуется абсолютной зацикленностью на проблемах больного члена семьи. Деструктивное поведение человека, который вроде бы искренне хочет помочь, способствует дальнейшему прогрессированию аддикции. На этом фоне все члены семьи оказываются в порочном круге созависимых отношений.
Булкин Алексей Владимирович
Генеральный директор Клиники «ВЕРИМЕД», Врач психиатр-нарколог
Определение созависимости
Созависимым называют человека, сосредоточенного на проблемах родственника и не способного удовлетворять свои потребности. Собственная жизнь его не интересует. Переживая за другого, он может пренебрегать сном, едой, работой, обязанностями по дому.
Такая модель поведения бывает свойственна не только родителям и супругам, но и людям помогающих профессий — врачам, воспитателям, учителям. Этому также подвержены дети, в семьях которых существует запрет на эмоции — например, те, которым родители внушают мысль, что плакать нельзя. Кроме того, «табуированными», как правило, оказываются гнев, обида, ненависть и злость.
Обычно один из родителей будущего созависимого страдает какой-либо аддикцией. Второй взрослый (чаще мать) не уделяет внимания, не занимается воспитанием. Это приводит к тому, что, сам став взрослым, человек оказывается неспособным самостоятельно справиться с негативными эмоциями.
Такие люди часто испытывают страх или тревогу. Они могут быть нетерпимыми, грубыми, проявлять агрессию. Но в большей степени им свойственна повышенная чувствительность к собственной душевной боли, которая со временем только растет.
Часто такую модель поведения демонстрируют женщины. Они испытывают психологические страдания при одной лишь мысли о сепарации. Им присуща уверенность, что больной способен выздороветь только благодаря их стараниям. Но их попытки изменить близкого, употребляющего алкоголь или наркотики, ни к чему не приводят. На этом фоне падает самооценка. Наносится сильный удар по уверенности в себе, приносится в жертву социальная жизнь.
Отличительные особенности созависимых
Специфической особенностью людей, которых касается проблема созависимости, является нежелание взять на себя ответственность за свои чувства. Они проживают эмоции употребляющих близких (родителей, партнеров) и постоянно пытаются угодить им. Так возникает ощущение собственной нужности и значимости.
Наркологи выделяют следующие признаки, присущие родственникам тех, кто страдает алкоголизмом или наркоманией:
- разрыв социальных связей;
- наличие «одержимой» привязанности к больному при ее одновременном отрицании;
- отсутствие интереса к иным сферам жизни и собственному здоровью.
Человеку кажется, что, жертвуя собой, он помогает больному — то есть выполняет особую миссию. Таким образом он попадает в «треугольник Карпмана».
Проблема созависимости начинается с того, что близкий алко- или наркозависимого, становится спасателем. В ответ на это он ожидает получить награду и похвалу. Далее он начинает понимать, что что-то идет не так, помочь у него не получается. Постепенно наблюдается превращение в преследователя: находясь в тяжелых, угнетающих чувствах, он невольно делает так, что отношения в семье становятся токсичными.
Затем просыпается жалость к себе, происходит очередная трансформация — из охотника в жертву. Это наиболее опасная роль, потому что избавиться от нее очень сложно. Человек страдает, но при этом ничего не хочет делать.
Его характеризуют вина и сильный токсический стыд, разъедающий изнутри. Ему кажется, что он не сделал что-то важное, что помогло бы ему уберечь близких от алкоголя или наркотиков. Чтобы облегчить свое состояние, он прибегает к еще более жесткому контролю.
Помощь при созависимости
Проблема созависимости имеет психологическую основу, ее терапия не предполагает прием лекарств. Медикаментозно врач может только немного снизить тревожность и нормализовать сон. Для этого назначаются антидепрессанты и седативные препараты. Но суть лечения заключается в работе с психологом или психотерапевтом. Схема терапии строится на трех принципах:
- Осознание. Специалист помогает понять, что лечение в первую очередь требуется созависимому.
- Принятие. В процессе работы приходит понимание, что заставить родственника, употребляющего алкоголь (наркотики), лечиться (и тем самым спасти) без его желания невозможно.
- Избавление от чувства вины. Это позволяет обратить внимание на собственные проблемы и потребности, ослабить контроль и — нормализовать отношения в семье.
Таким образом человек «возвращает» себе свою жизнь. Он учится не только работать с эмоциями, но и брать ответственность за самого себя. Лишь после этого у него появляются силы и способности оказать поддержку употребляющему.
В качестве профилактики ему предстоит постоянно работать над своими коммуникативными навыками. Это позволит строить правильные, здоровые отношения с членами семьи. Научиться ценить собственную автономию ему может помочь правильно организованный отдых, любое увлекательное дело или общение с людьми, не входящими в круг родственников.
Сложность лечения созависимости заключается в том, что психологам и психотерапевтам приходится тщательно прорабатывать заниженную самооценку — именно это позволяет поменять отношение к себе. Это достаточно долгий процесс — часто для полного выздоровления необходимо 2–3 года.
Заключение
Не стоит недооценивать серьезность проблемы, ее влияние на жизнь самого созависимого и его окружения, а также на возможность больного исцелиться от аддикции. Родные зависимого своим поведением, к сожалению, нередко провоцируют пациента к срыву, руководствуясь самыми благими намерениями. Чтобы изменить ситуацию, нужно своевременно обратиться к специалистам.
Литература:
- Винников Леонид Иосифович, «Созависимость как психологический феномен». — 2012.
- Москаленко В.Д., «Созависимость при алкоголизме и наркомании». — 2016.
- Нашкенова А.М., «Проблема созависимости в наркологической практике и психотерапевтические подходы в ее решении». — 2009.