Содержание:
Наркотическое вещество героин в конце XIX и начале XX веков использовалось как лекарство, а фармацевты той эпохи не представляли, сколько судеб будет им разрушено. Впервые лечение героиновой зависимости стало актуальным в 1920-е годы прошлого века, но его эффективность была настолько низкой, что многие страны немедленно ввели законы, регулирующие распространение наркотика.
Быстрое привыкание и муки отмены
Попав в кровь, героин постепенно метаболизируется до морфина — первого алкалоида, выделенного учеными, на базе которого был синтезирован опасный препарат. Морфин в своё время принёс одним спасение, а другим – гибель, причем польза от его употребления не покрывала риски. В небольших дозах он облегчает боли различной этиологии, но неизбежно вызывает привыкание при длительной терапии.
Отвыкание от героина и морфина — настоящий подвиг, на который не все были готовы в начале их широкого использования. Впрочем, для лечения героиновой зависимости препараты не изобретены и по сию пору, поэтому каждый, кто с ней столкнулся, проходит тот же страшный путь.
Разработанный на базе морфина и получивший официальное наименование «диацетилморфин», героин обладает негативным преимуществом по сравнению с исходным соединением. Он сильнее действует и быстрее вызывает привыкание.
Несмотря на то, что нигде в мире это вещество не используется легально (за исключением применения в паллиативной терапии), количество смертей от последствий употребления наркотика всё ещё исчисляется многими тысячами. Виноваты в популярности диацетилморфина преступные сообщества, которые распространяют ПАВ среди потребителей и подсаживают на него новых покупателей.
Опыт наркологов показывает, что лечение героиновой зависимости может потребоваться даже после единичного употребления. Наркотический эффект от приема обусловлен воспринимающими его μ-опиатными рецепторами в головном, спинном мозге и желудочно-кишечном тракте.
Метаболиты морфина при взаимодействии с ними вызывают особую эйфорию, которую нельзя испытать от других веществ. При контакте с рецепторами они провоцируют релаксацию, устраняют тревожность и болевые ощущения.
При наличии патологического пристрастия в течение нескольких часов после прекращения употребления героина наступает абстинентный синдром, физические и психологические муки от которого весьма сложно переносятся и требуют поддержки извне. Как правило, в ходе манифестации синдрома отмены зависимый от героина испытывает:
- тяжелейшее душевное напряжение и тревогу;
- зуд, озноб, жар, потливость;
- многодневное напряжение в мышцах;
- позывы к чиханию, зеванию с истечением слюны;
- безумные боли в теле и судороги;
- тягу любой ценой добыть дозу наркотика.
Это далеко не все симптомы, сопровождающие «ломку» — обиходный термин, обозначающий синдром отмены при лечении героиновой зависимости, препараты для устранения которой пока не созданы. Очевидно, что в этом состоянии человеку требуется врачебный контроль и стационарное наблюдение.
В противном случае его и близких ждут непредсказуемые последствия вплоть до летального исхода или семейных драм с криминальным оттенком. Данное вещество имеет высочайший наркотический потенциал, поэтому при малейших подозрениях на употребление героина кем-то из окружения следует сопоставить его поведение с типичным поведением зависимого.
Когда нужно подозревать героиновую наркоманию
Обычно героин курят или вводят в вену при помощи шприца. Второй способ влечет за собой дополнительные риски, так как прием путем инъекций добавляет к зависимости заболевания, осложняющие состояние здоровья.
Например, коллективное использование одной и той же иглы способствует распространению тяжелейших вирусных инфекций — ВИЧ и гепатитов, а также видимому воспалению мышц и вен в месте инъекции, иных осложнений. В отдельных случаях диацетилморфин вводят вагинальным или анальным путём при помощи начинённых им суппозиториев.
В самом начале употребления люди могут выглядеть лучше и счастливее, чем когда вели трезвый образ жизни. Это связано с эйфорией, которая на ранних этапах компенсирует все тревоги по отношению к будущему, создавая обманчивое впечатления довольства собой и миром.
Однако со временем доза неизбежно увеличивается, после чего признаки проблемы становятся всё более очевидными. У человека, которому требуется лечение от героиновой зависимости, наблюдаются:
- постоянная сонливость и заторможенность;
- словно «остекленевший» взгляд;
- суженные зрачки;
- обвисшие веки;
- исчезновение аппетита;
- странная замедленная речь;
- потеря интереса к взаимодействию с миром.
Последствия прогрессируют, постепенно становятся видимыми невооруженным глазом. Разрушаются зубы, дёсны, кожа приобретает характерный оттенок от постоянных расчесов, выпадают волосы. Человек страдает мучительными запорами, токсический эффект от наркотических метаболитов разрушает печень и почки, которые перестают справляться с их выведением.
Диацетилморфин быстро сводит в могилу, постепенно подрывая здоровье или приводя к передозировке, неизбежной в состоянии спутанного сознания и постоянного поиска наркотика.
Как спастись
В прежние времена эффективным, но мучительным и непредсказуемым способом исцеления могло быть заключение зависимого под стражу. Так как героиновые наркоманы часто попадают в криминальные сообщества, они нередко оказываются в местах принудительной изоляции от общества, где испытывают все муки «ломки» без посторонней поддержки.
Такой процесс прохождения абстинентного синдрома невероятно болезнен и может привести к летальному исходу, но в некоторых случаях из заключения выходили свободные от тяги к героину люди. Однако при сохранении зависимого мышления большинство из них вновь принималось за старое после освобождения.
Поэтому современная наркологическая реабилитация подразумевает не только само лечение героиновой зависимости, препараты для детоксикации и методики назначаемые специалистом, но и глубинную психотерапевтическую коррекцию в условиях клиники. На начальном этапе может использоваться УБОД. В последующем некоторым больным предлагают медикаментозное кодирование путем введения средств, содержащих налтрексон.
Во время проведения заместительной фармакологической терапии и после облегчения абстинентного синдрома есть возможность изменить мышление наркозависимого. Гуманный индивидуальный подход к пациенту, отсутствие осуждения и свобода, достаточная для того, чтобы дать ему принять самостоятельное решение — важные составляющие процесса исцеления.
Литература:
- Диацетилморфин (героин): современная токсикологическая характеристика. А. Н. Лодягин, А. Т. Лоладзе, Г. А. Ливанов, Б. В. Батоцыренов, С. И. Глушков — Вестник экстренной медицины — 2018 — №3.
- Когнитивные расстройства у лиц молодого возраста с опиоидной зависимостью и их коррекция. Чухловина Мария Лазаревна — Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика — 2012 — №7.
- Острые отравления диацетилморфином (героином) (обзор). Лоладзе А.Т., Ливанов Г.А., Батоцыренов Б.В., Коваленко А.Л., Лодягин А.Н., и др. — Общая реаниматология — 2016 — №11.