Содержание:
Каждый из нас может бродить по интернету часами, общаясь в чатах, играя в онлайн-игры, смотря интересные видео и фильмы. Кто-то использует сеть более сознательно, например, для самообразования, удаленной работы, учебы. Пожилые обычно предпочитают другие источники информации: телевидение, газеты, общение живое или по смс, работу в офисе и т.д. Основные пользователи интернета — молодые люди, заменяющие иногда реальную жизнь виртуальной. Поэтому очень важна профилактика интернет-зависимости у детей и подростков.
Булкин Алексей Владимирович
Генеральный директор Клиники «ВЕРИМЕД», Врач психиатр-нарколог
Когда увлечение перерастает в болезнь
Сегодня без компьютера или телефона, подключенного к мировой сети, не прожить. Слушать интересные лекции со всех уголков земного шара, работать с удаленными компаниями, читать интернет-журналы, смотреть новости, о которых не говорят по телевизору — все это возможно благодаря интернету. Многие работают исключительно удаленно, такой вид заработка пробуют и подростки, и у кого-то это получается. Немало молодых людей, которые, желая получить образование в престижных университетах других стран, изучают иностранные языки, смотрят обучающие программы, посещают онлайн-курсы. Такие стремления похвальны и очень радуют близких.
Но у каждой медали всегда есть оборотная сторона. Помимо образовательного контента, в сети много и другого: есть безобидное, а что-то даже опасное. Тот, кто умеет фильтровать информацию, не попадется на обман, не послушает глупых советов, не будет уходить из реальности. Но не все могут адекватно воспринимать лавину обрушивающейся на него информации, фильтровать ее и вовремя остановиться. Они теряют контакт с окружающим миром, играя в игры или переписываясь с незнакомыми людьми, ставшими ближе родных.
Эта зависимость сравнима с алкогольной или наркотической. Навязчивая неконтролируемая потребность осложнена социальной дезадаптацией и психологическими нарушениями. Иначе говоря, это болезнь, которая требует лечения.
На заметку: в современных методах воспитания необходима профилактика интернет-зависимости у детей, это наиболее уязвимая категория населения.
Основная группа риска — дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, по разным причинам отказывающиеся от реальности, и все свободное время проводящие за телефоном или компьютером.
Такими причинами могут быть:
- отсутствие теплых отношений и поддержки в семье, частые скандалы, психологическое и физическое давление со стороны родителей;
- неумение ребенка контактировать со сверстниками, издевательства со стороны одноклассников, знакомых;
- проблемы с учебой.
Чем это опасно
Человек при отсутствии внутреннего контроля может проводить за компьютером до 18 часов, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье. Иногда, не в силах прервать игровой процесс или общение, он не отрывается от монитора несколько суток, забывая про сон и питаясь фастфудом.
Гиподинамия приводит к ослаблению мышц (в частности, спинных), что губительно для растущего организма. Позвоночник теряет поддержку со стороны мышечного корсета, развивается сколиоз. Во взрослом возрасте позвоночник неправильной формы приводит к сдавливанию внутренних органов, хроническим болям в спине.
Хоть ученые до сих пор спорят, вредит ли излучение экрана зрению, можно с уверенностью сказать, что долгое времяпрепровождение за смартфоном пользы глазам не принесет. Мышцы глазного яблока перенапрягаются, постоянное мерцание возбуждает зрительный нерв, а редкое моргание приводит к сухости глаза. Увеличивается риск развития конъюнктивита и других воспалительных офтальмологических заболеваний. Для предотвращения осложнений нужно каждые 10 — 15 минут отводить взгляд от экрана, делать небольшую разминку. Но кто из интернет-зависимых думает об этом?
В последнее время появился симптом, который называется «рука, держащая мышь»: онемение пальцев правой руки. Дети становятся беспокойными и агрессивными, страдают бессонницей, раздражительностью.
Сегодня малыши, начиная лет с трех и даже раньше, играют в компьютерные игры.
Мнение эксперта! Существует целая индустрия: игры на телефоне для самых маленьких, поэтому возросла важность профилактики интернет-зависимости у младших школьников.
Как предотвратить
Профилактика интернет-зависимости у школьников эффективна при соблюдении родителями рекомендаций:
- Хорошие взаимоотношения с ребёнком.
Маленький человек очень нуждается в понимании и поддержке, поэтому важно уметь слушать и разговаривать со своими детьми. Они должны чувствовать, что родители всегда на их стороне, помогут и поймут. На самом деле, это один из главных способов решения проблем не только с виртуальным, но и реальным миром.
- Наличие у школьника хобби или интересов.
Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься каким-то определенным видом спорта или ходить в какой-то кружок или секцию. Необходимо узнать, что именно нравится и чем бы он хотел заниматься. Иногда приходится сменить несколько кружков, но в какой-то момент ребенок обязательно определится.
- Адекватный контроль.
Можно и нужно обговорить с подростком допустимое время, которое он может провести в интернете, например, не больше 2 —3-х часов в день, после занятий и выполнения домашнего задания.
- Совместное времяпровождение, походы в кино, кафе, парк.
Принимать решение о том, куда идти, должны все члены семьи, в том числе, и самые маленькие.
- Ребенок берет пример с родителей.
Взрослые тоже не должны слишком долго сидеть в интернете, конечно, если это не основная работа.
- Нельзя кричать, запрещать, отключать компьютер.
Все это только настроит ребенка против взрослых: любой школьник легко обойдет этот запрет, а возвратить к нему доверие будет очень тяжело.
Если кто-то близкий не может сам справиться с проблемой, обращайтесь в клинику по лечению зависимости, квалифицированные специалисты вам помогут.
Литература:
- Солдатова Г.У., Чигарькова С. В., Дренёва А. А., Илюхина С. Н. Мы в ответе за цифровой мир: профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. — М.: Когито-Центр, 2019. — 174 с.
- под ред. Малыгина В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов. — М.: Информационно-методический центр Арсенал образования, 2010. — 134 с.
- науч. ред. Валеева Р. А. Проблемы коррекции и профилактики компьютерной зависимости у подростков группы риска: сборник научных трудов. — Казань: Отечество, 2012. — 99 с.